Котенко Юлия Ивановна, психотерапевт, психолог, Харьков

Поведенческие и эмоциональные расстройства у детей Печать E-mail

Существует группа расстройств эмоциональной сферы, характерная только для детских лет. По типу их можно подразделить на несколько категорий: тревожные, тревожно-фобические, сиблингового соперничества, смешанные. Эмоциональные расстройства относят к невротическим, они проявляются с высокой частотой, часто, генетически предрасположены.

Эмоциональные расстройства – следствие гиперопеки или тревоги родителей. Заболевания проявляются следующими специфическими особенностями: страх утраты (реальный или вымышленный) близкого человека, фобии другого плана (страх смерти, насекомых, животных), умышленное ограничение социального контакта на срок от шести месяцев и более, резко негативные чувства соперничества, доходящие до приступов физической агрессии или жестокости, по отношению к младшему брату/сестре, застенчивость и чрезмерная боязливость на фоне беспричинно гиперактивного поведения.

Нарушения поведения могут быть не только у детей, но их проявление начинается рано, в возрасте от года до подросткового периода. Наиболее часто встречаемая форма – гиперкинетические заболевания. На фоне невнимательности и чрезмерной активности ребенок перестает проявлять упорство в выполнении заданий, при этом, его поведение почти не поддается корректировке. Также может появляться деструктивный, асоциальный или агрессивный тип расстройств. Это происходит чаще в пубертатном периоде. В 10 лет может развиваться еще и оппозиционно-вызывающее расстройство, с четко направленной агрессией в сторону наставников, семьи, сверстников.

Психотерапевтические приемы играют огромную роль в лечении поведенческих и эмоциональных расстройств. Медикаментозная терапия не дает результатов без помощи врача-специалиста. Рекомендуется помощь не только самому ребенку, но и всей семье.